Седьмой урок

Переходя к музыке Кара Караева, сказать, что он, азербайджан­ский советский композитор, проявил большой интерес к жизни африканских народов и написал балет «Тропою грома» о борьбе негров за свою свободу и независимость. Ребята услышат из этого балета сцену, которая называется «Урок в школе». Живой, лёгкий, иногда шаловливый характер этой музыки поможет почувствовать, что она о детях. Сопоставить её непривычные острые ритмы и интона­ции (по контрасту) со знакомой ребятам музыкой других народов (русской, украинской, белорусской, норвежской).

При повторном слушании вариаций на японскую народную тему обратить внимание ребят на то, как основная интонация (три первых звука темы) по-разному звучит на Седьмой урок протяжении всего сочинения: спокой­но, в двух голосах на очень большом расстоянии в крайнем высоком и в крайнем низком регистрах (в теме), в среднем регистре и постепенно нарастающем звучании (в первой вариации), в суровом маршеобразном движении (во второй вариации), резко перебивая стремительное движе­ние (в третьей вариации), как драматический, похоронный колокол (в I четвертой вариации) и как гневный крик - в заключительном такте.

«Африканский» балет Кара Караева, так же как и «японские» вариации Д. Кабалевского, - новые примеры, подтверждающие глав­ную тему четверти.

Обратить внимание, что в песне «Нас много на шаре земном» гово­рится о дружбе ребят «и белых, и жёлтых Седьмой урок, и чёрных». Учащиеся в ответ на вопрос учителя без труда вспомнят, что «Голубь мира» уже помог им встретиться с музыкой и с жизнью белых, жёлтых (Япония) и чёрных (Африка) ребят.

«Вишня» - исполнение.

Вариации на японскую народную тему - слушание.

«Урок в школе» - сцена из балета «Тропою грома» К. Караева - слушание.

«Нас много на шаре земном» Ан. Александрова - разучивание.


documentaweneyj.html
documentawenmir.html
documentawentsz.html
documentaweobdh.html
documentaweoinp.html
Документ Седьмой урок