БАРОККО

Вторая половина 17 — начало 18 столетия — период определения роли трубы в музыкально-исполнительской практике. В это время наряду с обычной натуральной трубой был широко распространен и другой инструмент, который впоследствии стал называться барочной трубой. Это очень близкие инструменты, но все же не одинаковые. Главным отличием являлось наличие у барочной трубы нескольких маленьких дырочек для более точного интонирования(т.к. клапанов или вентилей в то время еще не было, и исполнялись только звуки натурального звукоряда). Партии барочных труб в сложном верхнем регистре встречаются у многих композиторов той эпохи, включая Баха и Генделя. Наряду с ними использовались и обыкновенные натуральные трубы,которые исполняли 3 и 4 партии в БАРОККО оркестре. Техника игры на барочной трубе получила название Clarino (предположительно от латинского слова clarus — «яркий»).Техника эта заключалась в том,что исполнитель играл только при помощи губного аппарата при поддержки этих дырочек для интонирования в высоком регистре, который звучал у барочной трубы намного ярче, чем у обыкновенной натуральной. Партии кларино до сих пор поражают своей сложностью. Известный немецкий трубач и теоретик И.Э. Альтенбург (1736-1801) отмечал, что исполнение партий кларино было делом нелегким и требовало от исполнителя природно подходящих губ, крепких зубов, гибкого языка, хорошего дыхательного аппарата, выносливого организма и много времени для систематических занятий. Помимо широкого использования трубы БАРОККО в оркестре в эпоху барокко писалось множество произведений для солирующей трубы, струнных и цифрованного баса. Одними из первых известных сегодня произведений были сонаты итальянского придворного композитора Джироламо Фантини, сочиненные в 1638 году. Все сонаты небольшие по размерам, контрастные по темпам и довольно трудные для по-настоящему хорошего исполнения в стиле того времени. Кроме труб, очень близких по форме к современному инструменту, в практике применялись и трубы, очень похожие на современные валторны. Сейчас сложно определить, относился ли этот инструмент к семейству труб или рогов. К примеру Бах в своих партитурах называл его и рогом (Corno da Caccia — «охотничий рог БАРОККО» (итал.)),и трубой (Tromba da Caccia — «охотничья труба»). У этой трубы тоже не было ни клапанов, ни вентилей (как и у всех натуральных инструментов), но имелось несколько отверстий для регулировки интонации. Очень известен портрет знаменитого трубача Готфрида Райхе (1667-1734), игравшего в Лейпциге в оркестре И.С. Баха до 1734 года. На ней он как раз изображен с такой трубой. Сложные партии трубы в оркестре и наличие большого количества сольных произведений говорит о том, что в Европе имелись великолепные трубачи, владевшие в совершенстве своим инструментом. До нас дошли имена некоторых из них: это уже упоминавшиеся выше немцы И. Альтенбург и Г. Райхе БАРОККО, англичане Джон Шор (1662-1753) и Валентайн Сноу(ок.1700-1770) — первые исполнители Персела и Генделя — и другие. Как сказал Ю.Усов, »эпоха барокко была золотым веком солирующей трубы»


documentawdrwfh.html
documentawdsdpp.html
documentawdskzx.html
documentawdsskf.html
documentawdszun.html
Документ БАРОККО